Бензиновый или дизельный? Этот вопрос задает себе большая часть покупателей автомашин. Дать определенный ответ на поставленный вопрос – совсем не просто. В первую очередь нужно рассмотреть определенные особенности обоих типов двигателей, которые дадут возможность принять правильное решение в выборе авто. Дизельный мотор Несомненным плюсом дизельного двигателя, применяемого на технике вроде Краз, считается его экономичность, связанная с пониженным расходом топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет поднятия степени сжатия до 20-22 единиц в сравнении с 9-10 у бензинового двигателя. Во-вторых, значительному уменьшению расхода топлива помогает качественное приготовление рабочей смеси. Это означает, что количество воздуха, направляемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов двигателя, ни от нагрузки – это количество постоянно. А вот количество впрыскиваемого топлива прямо зависит от нагрузки: с ростом нагрузки растет и расход топлива. Однако в любом случае, даже при максимальной нагрузке, объем подаваемого топлива в 1.5 .. 1.7 раза меньше, нежели у бензинового мотора с аналогичным рабочим объемом. Эти два фактора обеспечивают высокую эффективность сжигания топлива в дизельных двигателях. Первый фактор – постоянная степень сжатия, когда в конце сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым двигателем. Давно известно, что мощность и потребление топлива главным образом зависят от сопротивления воздухоочистителя, влияющего на количество воздуха в цилиндрах, угла опережения впрыска, качественного распыления форсунками топлива, характера его подачи насосом и изначальным давлением впрыска. И здесь проявляется еще один положительный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных характеристик системы впрыска топлива по сравнению с бензиновым двигателем. Из вышесказанного становится понятно, почему требуется регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за отсутствием перегрева двигателя, что сразу же скажется на работе форсунок и поршневой группы. Дополнительным положительным фактором дизельного отора является его большая долговечность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то мере смазочным материалом, а также жестко выполненным коленвалом, поршневой группой, блоком цилиндров, головкой блока цилиндров. Существуют у дизельного двигателя и недостатки, к которым можно отнести: большая масса, уменьшенная литровая мощность, повышенный шум, котрый вызывается более высоким давлением сгорания и трудность пуска при отрицательных температурах окружающего воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает еще более трудным. Дополнительно, износ плунжерной пары топливного насоса высокого давления вызывает потерю герметичности установки иглы форсунки. Это ведет к некачественному распылению топлива при пуске, когда обороты еще небольшие. В случае износа цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие, наблюдается значительный прорыв сжимаемого воздуха в картер двигателя, что не дает возможности достичь нужного давления и температуры для зажигания горючего. Однако используются элементарные устройства, помогающие легко пускать двигатель даже при низких отрицательных температурах. К примеру, одно из таких устройств – это теплообменное устройство, которое на зиму устанавливают во впускной коллектор. Опыт эксплуатации показывает, что изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной системе не повышают расход горючего и не снижают мощности двигателя. Главной причиной ремонта становится увеличенный расход масла. Определяется расход по появлению голубого дыма от сжигания масла и потребности более часто доливать его. Бензиновый мотор У бензиновых двигателей, применяемых обычно на легковых авто вроде ИЖ, более высокая частота вращения коленвала, больший литровый объем, а вибрация и шум более низкие. Горючая смесь регулируется количественно. Это определяет низкую степень сжатия на умеренной мощности – главном режиме работы легковых авто. Это приводит к невысокой эффективности сгорания, а, следовательно, неэффективному расширению, что в итоге ведет к повышенному расходу топлива. Сравнение моторов Многочисленные испытания авто с бензиновым и дизельным мотором эквивалентной мощности дали следующие результаты. Если на номинальных мощностях КПД бензинового двигателя на 20% меньше дизельного, то на некоторых режимах эта разница достигает 40% и более. То есть, расход горючего на 100 км уменьшается от 25% в условиях городского движения до 50% – на автобанах. В последнее время для понижения токсичности осуществлено большое количество различных усовершенствований бензиновых моторов. Значительно понизился уровень токсичности благодаря введению управляемого непосредственного впрыска поршневым процессором. Несмотря на это ведущие специалисты отмечают, что в предъявляемых на настоящий день повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу топлива дизельные моторы по-прежнему являются более перспективными.
|